III-я Всероссийская практическая конференция “Стандарты в
проектах современных ИТ”
22-23 апреля 2003 ( http://www.fostas.ru/confs/3vpc.php
)
в электронном бизнесе
Леонид Отоцкий
Магнитогорский металлургический
комбинат.
Развитие
общества в сторону увеличения его “информационно-когнитивного потенциала” [1]
требует все большего использования стандартных компонетов
во всех сферах деятельности, относящихся к “технико-экономической” информации
(для “социо-культурной” информации это не так [1]).
Если вопросы стандартизации методов,
средств и содержания проектов ИС имеют уже давнюю историю, начиная с
ОРММ 70х годов, то проблема стандартизации содержания данных (content standardization) обострилась в связи с
бурным развитием Интернет и электронной коммерции. В докладе рассматривается
только эта сторона проблемы стандартизации, причем только одной ее части, а
именно: стандартизации данных о продукции.
1.
Новые условия и возможности Интернет требуют технологии B2B c
минимальным участием человека,
что является новым толчком к переосмыслению существующих требований к качеству
содержания информации в бизнесе. Вся существующая практика принципиально ориентирована на обязательное
присутствие человека-посредника, который умеет “правильно” интерпретировать
нечетко сформулированные тексты сообщений, обеспечивая тем самым коммерческие, технические и технологические
связи. Новые возможности получить
конкурентные преимущества вызвали бурную
активность в развитии таких направлений электронного бизнеса, как Управление Цепочками Поставок (Supply Chain Management – SCM ) и Управление Взаимоотношениями с Клиентами (Customer Relationships Management – CRM
), однако их практическое использование натолкнулось на проблему качества и стандартизации информации, что стимулировало активизацию
работ по созданию нового поколения Web – Semantic Web.
2.
Работы по созданию методов и средств Semantic Web еще
далеки от завершения и являются сейчас одной из главных “горячих точек”
развития ИТ [2]. В конце 2003 года должен выйти
специальный выпуск Международного Журнала по Электронной Коммерции (IJEC)
на тему сервиса Semantic Web и его роли в интеграции
прикладных систем предприятия и электронной коммерции. В журнале предполагается
объединить статьи по трем основным направлениям работ вокруг электронного
бизнеса, которые привлекают сейчас
наибольшее внимание как академической науки, так и собствено
бизнеса :
-
Технологии Web сервиса;
-
Технологии Semantic Web;
-
Технологии интеграции предприятий через SCM и CRM.
Среди
вопросов, которые предполагает охватить этот специальный выпуск, можно
отметить следующие :
-
как с точки зрения эффективности должна выглядеть комбинация вышеуказанных технологий;
-
как эта комбинация должна реализовывать новые горизонты интеграции
предприятий .
Рассмотрим только одну проблему технологии Semantic Web –
проблему стандартизации содержания информации (Content Standardization).
3.
Эта проблема начала решаться уже на международном уровне, например, в
рамках консорциума OntoWeb , создана специальная группа (SIG)
с тремя рабочими группами по следующим направлениям :
стандартизация описания продукции, стандартизация описания бизнес процессов,
стандартизация “архивов культуры”[3]. В докладе затрагиваются только вопросы
стандартизации описания продукции.
В рамках SIG 1
выделяются два уровня стандартов на продукцию : глобальный и специальный, и
пока начата работа только на глобальном уровне, где идет унификация “верхних этажей” так называемых
“онтологий” , связанных с продукцией – общепринятых
словарей и классификаторов типа UN/SPSC (United Nations Standard Products and Services Codes), SCTG
(Standard Classification of Transported Goods), HCDCS (Harmonized Commodity Description And Coding System), на которой основана наша Российская система
ТНВЭД и др. На уровне “специализированных” стандартов тоже уже начали использоваться некоторые
стандарты описания продукции для практических нужд электронной коммерции,
например стандарты консорциума RosettaNet для описания средств электронной и вычислительной техники.
В рамках другого направления – вокруг стандартов ISO TC184/SC4 [1] выделяется еще более
глубокий уровень описания продукции и
предполагается обеспечить :
-
стандартную инженерную терминологию;
-
стандартные классы материалов и товаров;
-
стандартные типы свойств и методов испытания;
-
стандартные каталоги узлов и деталей.
Практический опыт создания АСУ на ММК показывает, что
необходимо использовать все три
уровня детализации при
стандартизации описания продукции для электронного бизнеса.
4. На ММК
в 2001 году была разработана Программа работ по созданию АС Продукция,
которая состоит из пяти этапов и охватывает как закупаемую, так и производимую
продукцию , включая и
работы, связанные, с “организацией жизненного цикла” (PLM)
оборудования.
Уже работы первого этапа программы в рамках модуля Inventory Oracle Applications потребовали унифицировать
описания на основе
методологии разработки ГОСТов и других нормативно-техническтх документов (НТД). Эти работы
совпали с требованиями разрабатываемой
на ММК Системы Менеджмнета Качества для обеспечения сертификации продукции по
стандарту ISO 9000. Наши Положения явились естественым
дополнением к серии СТП по этой Системе . В качестве примера, можно привести несколько слайдов из Oracle Applications (2 слайда). На слайдах представлен “нижний уровень” стандартизации - на уровне
Инвентарных Позиций (Inventory Items).
На “верхнем уровне” (уровень группировок над инвентарными позициями)
стандартизация не менее важна, так как именно этот уровень должен быть основой
создания общих электронных площадок В2В. В рамках проекта Inventory такой вариант классификации ресурсов ММК тоже был сделан (3 слайда).
Однако при этом в большей степени
учитывались требования ММК, а не требования электронного обмена данными о
продукции между предприятиями. Дело в том, что на конкретном предприятии базовая классификация ресурсов строится по
принципу “вход-процесс-выход” (сырье, основные материалы и т.п.), а с точки
зрения общих электронных площадок одна и та же продукция может быть в роли как
“сырья” , так и готовой продукции. Общие
классификаторы типа ТНВЭД построены именно с общей точки зрения. То есть , на “верхнем уровне”
должен быть “внешний взгляд” на электронные каталоги продукции.
На “нижнем уровне”, как показал опыт разработки, хорошей основой
унификации каталогов является использование методологии построения ГОСТов и других
НТД, в частности, по металлопродукции мы сейчас активно используем Европейский
стандарт EN и стандарт США ASTM. Здесь, правда, новые
требования электронного бизнеса поднимают еще одну проблему: – более четкой
структуризации и стандартизации описания
продукции в самих нормативно-технических документах ( ГОСТ,
ТУ, СТП и т.п.). Именно эту проблему
поднимает и сообщество STEP ( ISO TC184/SC4 ), однако она лежит за
пределами данного доклада.
5.
Установленные контакты с рядом предприятий ( как
поставщиков, так и потребителей ММК) прямо указывают на серъезный
интерес контрагентов к организации электронного обмена данными о продукции на уровне ERP систем с минимальным
участием “человеческого звена”. Конечно, такие работы по стандартизации описания продукции для
взаимодействия ММК с отдельными предприятиями будут вестись и далее, однако эти
работы явно выходят за рамки конкретных
предприятий .
Здесь требуются решения на отраслевом , государстенном и
международном уровнях. Сейчас реально
получается, что нам проще установить контакты с международными организациями,
чтобы “держать руку на пульсе” . Кроме уже упомянутой группы OntoWeb
по Content Standardization установлены контакты и с United Nations Standard Products and Services Code (UN/SPSC - http://www.unspsc.com
), которая регулярно присылает информацию о последних событиях по разработке
унифицированных классификаторов в рамках ООН и заинтересована в участии России
в этих работах. Участие в наиболее
практически используемом стандарте – RosettaNet ( http://www.rosettanet.org ) требует уже определенного взноса, и ММК пока
еще не созрел для его использования. Как уже говорилось выше, к настоящему
времени работа по выработке общепринятых международных
стандартов описания продукции еще далеко не закончена ,
и поэтому приходится ориентироваться на
общеметодологическую базу некоторых теорий, которые еще недостаточно
используются в comptuter science (Теория Классификации, Теория Измерений, Семиотика и
др. [1], [5]) . Кроме того, проблема унификации стандартов для электронного
бизнеса явно обнажила и ряд существующих
социальных проблем, о чем говорилось в [1] и [4].
6. Контакты с зарубежными коллегами вокруг стандартизаци данных о продукции [5] показывают, что они
очень заинтересованы в более активном участии России в этих работах, однако для
этого должен быть изменен статус этих
работ на государственном уровне. Тот уровень “оснащенности Интернет
технологией”, который существует сейчас в Госстандарте
совершенно недостаточен в современных динамичных условиях, да и сам
стиль работы требует принципиального изменения.
7. С более
общей точки зрения [1,4] Россия имеет
большой потенциал для выхода в лидеры
современных ИТ. Конечно, для этого должна быть соответствующая
заинтересованность на государственном уровне и соответствующая организация
работ.
Ссылки :
1. http://ototsky.mgn.ru/it/osj3.htm
2. http://www.semanticweb.org/
3. http://eprints.ecs.soton.ac.uk/14790/
4. http://www.osp.ru/cio/2001/03/019.htm
5. http://ototsky.mgn.ru/it/21abreast.htm