Home

III-я Всероссийская практическая конференция “Стандарты в проектах современных ИТ”

22-23 апреля 2003 ( http://www.fostas.ru/confs/3vpc.php )

 

                            

Проблемы  стандартизации каталогов продукции

в электронном бизнесе

 

          

                Леонид Отоцкий

              leonid.ototsky@gmail.com

              http://ototsky.mgn.ru

              Магнитогорский металлургический комбинат.

 

      

       Развитие общества в сторону увеличения его “информационно-когнитивного потенциала” [1] требует все большего использования стандартных компонетов во всех сферах деятельности, относящихся к “технико-экономической” информации (для “социо-культурной” информации это не так [1]). Если вопросы стандартизации методов,  средств и содержания проектов ИС имеют уже давнюю историю, начиная с ОРММ 70х годов, то проблема стандартизации содержания данных (content standardization) обострилась в связи с бурным развитием Интернет и электронной коммерции. В докладе рассматривается только эта сторона проблемы стандартизации, причем только одной ее части, а именно: стандартизации данных о продукции.

 

1.                      Новые условия и возможности Интернет требуют технологии B2B c   минимальным  участием человека, что является новым толчком к переосмыслению существующих требований к качеству содержания информации в бизнесе. Вся существующая практика  принципиально ориентирована на обязательное присутствие человека-посредника, который умеет “правильно” интерпретировать нечетко сформулированные тексты сообщений, обеспечивая тем самым  коммерческие, технические и технологические связи. Новые возможности  получить конкурентные преимущества  вызвали бурную активность в развитии таких направлений электронного бизнеса, как  Управление Цепочками Поставок (Supply Chain ManagementSCM ) и Управление Взаимоотношениями с Клиентами (Customer Relationships ManagementCRM ), однако их практическое использование натолкнулось на проблему качества  и стандартизации  информации, что стимулировало активизацию работ по созданию нового поколения WebSemantic Web.

 

2.                      Работы по созданию методов и средств Semantic Web еще далеки от завершения и являются сейчас одной из главных “горячих точек” развития ИТ [2]. В конце 2003 года должен выйти специальный выпуск Международного Журнала по Электронной Коммерции (IJEC) на тему сервиса Semantic Web и его роли в интеграции прикладных систем предприятия и электронной коммерции. В журнале предполагается объединить статьи по трем основным направлениям работ вокруг электронного бизнеса, которые  привлекают сейчас наибольшее внимание как академической науки, так и собствено бизнеса :

-   Технологии Web сервиса;

-   Технологии Semantic Web;

-   Технологии интеграции предприятий через SCM и CRM.

          Среди  вопросов, которые предполагает охватить этот специальный выпуск, можно отметить следующие :

-   как с точки зрения эффективности должна выглядеть комбинация  вышеуказанных технологий;

-   как эта комбинация должна реализовывать новые горизонты интеграции предприятий .

          Рассмотрим только одну проблему технологии  Semantic Web – проблему стандартизации содержания информации (Content Standardization).

 

3.                      Эта проблема начала решаться уже на международном уровне, например, в рамках консорциума OntoWeb ,  создана специальная группа (SIG) с тремя рабочими группами по следующим направлениям : стандартизация описания продукции, стандартизация описания бизнес процессов, стандартизация “архивов культуры”[3]. В докладе затрагиваются только вопросы стандартизации описания продукции.

В рамках  SIG 1 выделяются два уровня стандартов на продукцию : глобальный и специальный, и пока начата работа только на глобальном уровне, где идет  унификация “верхних этажей” так называемых “онтологий” , связанных с продукцией – общепринятых словарей и классификаторов типа UN/SPSC (United Nations Standard Products and Services Codes), SCTG (Standard Classification of Transported Goods),  HCDCS (Harmonized Commodity Description And Coding System), на которой основана наша Российская система ТНВЭД и др. На уровне “специализированных” стандартов  тоже уже начали использоваться некоторые стандарты описания продукции для практических нужд электронной коммерции, например стандарты консорциума RosettaNet для описания  средств электронной и вычислительной  техники.

В рамках другого направления – вокруг стандартов ISO TC184/SC4 [1] выделяется еще более глубокий уровень описания продукции  и предполагается обеспечить :

-   стандартную инженерную терминологию;

-   стандартные классы материалов и товаров;

-   стандартные типы свойств и методов испытания;

-   стандартные каталоги узлов и деталей.

          Практический опыт создания АСУ на ММК показывает, что 

          необходимо  использовать все три уровня детализации  при

          стандартизации описания продукции для электронного бизнеса.

 

4.  На ММК в  2001 году была разработана  Программа работ по созданию АС Продукция, которая состоит из пяти этапов и охватывает как закупаемую, так и производимую продукцию , включая и  работы, связанные, с “организацией жизненного цикла” (PLM) оборудования.

Уже работы первого этапа программы в рамках  модуля Inventory Oracle Applications потребовали  унифицировать  описания на основе  методологии  разработки  ГОСТов и других нормативно-техническтх документов (НТД). Эти работы совпали  с требованиями разрабатываемой на ММК Системы Менеджмнета Качества  для обеспечения сертификации продукции по стандарту ISO 9000. Наши Положения явились естественым дополнением к серии СТП по этой  Системе . В качестве примера, можно привести несколько слайдов из Oracle Applications (2 слайда). На слайдах представлен  “нижний уровень” стандартизации  - на уровне  Инвентарных Позиций (Inventory Items). На “верхнем уровне” (уровень группировок над инвентарными позициями) стандартизация не менее важна, так как именно этот уровень должен быть основой создания  общих электронных площадок  В2В. В рамках проекта Inventory такой вариант классификации ресурсов ММК тоже был сделан (3 слайда). Однако при этом  в большей степени учитывались требования ММК, а не требования электронного обмена данными о продукции между предприятиями. Дело в том, что на конкретном предприятии  базовая классификация ресурсов строится по принципу “вход-процесс-выход” (сырье, основные материалы и т.п.), а с точки зрения общих электронных площадок одна и та же продукция может быть в роли как “сырья” , так и готовой продукции. Общие классификаторы типа ТНВЭД построены именно с общей точки зрения. То есть , на “верхнем уровне”  должен быть “внешний взгляд” на электронные  каталоги продукции.

На “нижнем уровне”,  как показал опыт разработки, хорошей основой унификации каталогов является использование методологии построения  ГОСТов и других НТД, в частности, по металлопродукции мы сейчас активно используем Европейский стандарт EN и стандарт США ASTM. Здесь, правда, новые требования электронного бизнеса поднимают еще одну проблему: – более четкой структуризации  и стандартизации описания продукции в самих нормативно-технических документах ( ГОСТ, ТУ, СТП  и т.п.). Именно эту проблему поднимает и сообщество STEP ( ISO TC184/SC4 ), однако она лежит за пределами данного доклада.

 

5. Установленные контакты с рядом предприятий ( как поставщиков, так и потребителей ММК) прямо указывают на серъезный интерес контрагентов к организации электронного обмена данными о продукции  на уровне ERP систем с минимальным участием “человеческого звена”. Конечно, такие работы по  стандартизации описания продукции для взаимодействия ММК с отдельными предприятиями будут вестись и далее, однако эти работы явно выходят за рамки  конкретных предприятий  . Здесь требуются решения  на отраслевом , государстенном  и международном  уровнях. Сейчас реально получается, что нам проще установить контакты с международными организациями, чтобы  “держать руку на пульсе” . Кроме уже упомянутой группы  OntoWeb  по Content Standardization установлены контакты и с United Nations Standard Products and Services Code (UN/SPSC - http://www.unspsc.com ), которая регулярно присылает информацию о последних событиях по разработке унифицированных классификаторов в рамках ООН и заинтересована в участии России в этих работах. Участие  в наиболее практически используемом стандарте – RosettaNet ( http://www.rosettanet.org )  требует уже определенного взноса, и ММК пока еще не созрел для его использования. Как уже говорилось выше, к настоящему времени  работа  по выработке общепринятых международных стандартов описания продукции еще далеко не закончена , и поэтому приходится ориентироваться  на общеметодологическую базу некоторых теорий, которые еще недостаточно используются в comptuter science (Теория Классификации, Теория Измерений, Семиотика и др. [1], [5]) . Кроме того, проблема унификации стандартов для электронного бизнеса явно обнажила и  ряд существующих социальных проблем, о чем говорилось в [1] и [4].

 

6.  Контакты с зарубежными коллегами вокруг стандартизаци данных о продукции [5] показывают, что они очень заинтересованы в более активном участии России в этих работах, однако для этого должен быть  изменен статус этих работ на государственном уровне. Тот уровень “оснащенности Интернет технологией”, который существует сейчас в Госстандарте совершенно недостаточен в современных динамичных условиях, да и сам стиль работы требует принципиального изменения.

 

7. С более общей точки зрения [1,4]  Россия имеет большой потенциал для выхода  в лидеры современных ИТ. Конечно, для этого должна быть соответствующая заинтересованность на государственном уровне и соответствующая организация работ.

 

 

Ссылки :

    

1. http://ototsky.mgn.ru/it/osj3.htm

2. http://www.semanticweb.org/

3. http://eprints.ecs.soton.ac.uk/14790/

4. http://www.osp.ru/cio/2001/03/019.htm

5. http://ototsky.mgn.ru/it/21abreast.htm